«Заколдованная мишень»

«Заколдованная мишень»

На спортивных матчах бывают ситуации, когда на какой-то конкретной мишени на одном из упражнений, у разных стрелков очень много миссов (промахов). Если при этом в числе промахнувшихся есть достаточное количество хороших стрелков, а сама мишень не является «сверхсложной» и число промахов по ней явно выходит за рамки среднестатистического значения, — то среди стрелков начинает ходить шутливое выражение «заколдованная мишень». Буквально на днях я стал свидетелем подобного случая и хочу поделиться с Вами описанием конкретной ситуации. Описание одной конкретной ситуации может помочь стрелкам не попасть впросак, столкнувшись с подобным, а организаторы наоборот — могут воссоздать на упражнении подобное в качестве провокации, чтобы проверить стрелков. Хочу отметить, что все стрелки были в равных условиях и всё, что будет описано ниже — не является оценкой матча, не является поиском каких-либо интриг, не является разбором добра и зла, не является критикой! Просто такие ситуации иногда случаются и про это стоит знать и помнить стрелкам и организаторам.

Должен сразу сказать, что то, что будет описано ниже — не было сделано специально организаторами матча, а получилось случайным образом по стечению ряда обстоятельств.

Ниже кратко опишу принцип использовавшийся при построении упражнений, так как он является общепринятым в Action Air и именно по этой причине одна и та же «Заколдованная мишень» одновременно оказалась задействованной в 3-х разных упражнениях и подпортила результаты многим стрелкам.

Итак, 15.09.2024 в Санкт-Петербурге проходил матч «Чемпионат и Соревнование Всеволожского муниципального района. Пневматический пистолет и пневматический карабин.» Статус соревнований по ЕВСК: Чемпионат муниципального образования. Организаторами матча стали РСОО «СФПС ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ», Ассоциация ВПС «Ворошиловский Стрелок» и СПГССЦ ДОСААФ России. Место проведения: Тир ДОСААФ в Санкт-Петербурге на Аптекарском проспекте 14А. Матч включал 8 упражнений, которые были построены по принципу «четыре в одном». Такой принцип зачастую используется организаторами в случаях, когда площади отведенных помещений не хватает на постройку отдельных упражнений. Для построения данного матча было выделено 2 стрелковые галереи (два физически разных помещения в здании тира). В подобных условиях не было возможности построить 8 упражнений абсолютно самостоятельных и пришлось строить по четыре совмещенных упражнения в каждой из двух галерей. Помимо ограниченной площади помещений, многие организаторы используют подобный принцип совмещения (особенно в Action Air) ещё и потому, что можно сэкономить на количестве используемых на матче мишеней и количестве судей. Принцип построения 4 в 1 (бывает 2 в 1, 3 в 1 и т.д.) таков, что в помещении стрелковой галереи строится одно большое упражнение, второе упражнение является одной из частей этого большого, третье — другой из частей и т.д.

Ниже приведены картинки планов трёх упражнений, первое из которых — «длинное» (самое большое), остальные два («среднее» и «короткое») — являются частями этого «длинного».

Обратите внимание на мишень «свингер» (мишень, качающаяся как маятник после её активации), находящуюся в верхнем левом углу каждого из трёх планов. Это и была «заколдованная мишень». Любая движущаяся мишень (как в данном случае «свингер») является априори более сложной для попадания, чем статическая. В отличие от огнестрельного оружия, при стрельбе из пневматического оружия AirSoft/ActionAir, — стрелок может на слух определить, попал он в картонную мишень или нет. В огнестреле подобное невозможно, так как звук выстрела перекрывает звук пробития мишени и по времени и по громкости. А при стрельбе из пневматики звук выстрела значительно тише, вдобавок шарик летит в среднем в 10 раз медленнее пули (85м/сек против 800м/сек — в среднем!) поэтому попадает в мишень с задержкой — на затухании звука выстрела. Шарик пробивает картонную мишень с характерным звуком. Эти принципы формируют 2 разных подхода стрелков при поражении мишеней у стрелков из огнестрела и стрелков из пневматики. В обоих случаях стрелки обычно не могут визуально понять попали они в мишень или нет (особенно в качающийся свингер). В огнестреле стрелок либо рассчитывает на интуитивное понимание попал он или нет и если он не уверен в попадании, то делает дополнительные выстрелы по мишени с разными выносами, понимая, что теряет время, но не желая промахнуться. В ActionAir стрелки также не видят попали они в качающуюся мишень или нет, и они так же не хотят промахнуться и получить штраф минус 10 очков за мисс (промах). При этом, стрелки в ActionAir не хотят тратить время на дострелы «на всякий случай» и пользуются хитростью — услышал характерный звук попадания шарика в картон — попал. Не услышал звук — промазал и тогда надо достреливать, пока не услышишь «звук попадания».

Разгадка «заколдованной мишени»

В ActionAir подход определения попал или нет на слух, — работает почти в 100% случаев. Ключевое слово — «почти». Привычка ориентироваться на «звук попадания» стала причиной огромного количества промахов у разных стрелков по одному и тому же свингеру, находящемуся в левой верхней части всех трех планов (приведенных на картинках выше по тексту) и задействованному в трех разных упражнениях. Дело в том, что упражнения были построены в галерее, используемой под вид спорта «Пулевая стрельба» и на задней стене, перед пулеулавителем были закреплены специальные фанерные конструкции под наклеивание мишеней этого вида спорта. Секрет заколдованной мишени Стена с этими конструкциями оказалась на удалении примерно 4-5 метров за описанной мишенью «свингер». Размеры каждой из фанерных конструкций имели размер 1х1 метр. Свингер был установлен так, что он открывался под одним и тем же углом для всех стрелков, под другими углами в него было невозможно попасть, так как он был закрыт декорациями. Таким образом все стрелки производили выстрел в него под одним и тем же углом. Одна из фанерных конструкций с размерами 1х1 метр оказалась закреплена так, что её центр оказался на продолжении линии прицеливания в ту точку, в которой свингер менял направление своего движения. Все же знают, что качающийся свингер лучше стрелять там, где он изменяет направление своего движения на противоположное, так как при подходе к этой точке он сначала замедляется, потом на мгновение останавливается (говорят: «зависает»), потом начинает разгоняться в обратном направлении — так себя ведёт любой маятник. Фанерная конструкция на заднем плане была давно превращена в «решето», но большое число бумажных мишеней, которые день за днём наклеивались туда прямо друг на друга — образовали по сути слой картона. Шарик, попадая туда, издавал точно такой же звук, как при попадании в стандартную картонную mini ipsc мишень, закрепленную на свингере. Так и появилась «заколдованная мишень».

Так же обратите внимание, что конструкция не закрывала всю стену, поэтому совсем явный промах по мишени не попадал и в конструкцию на заднем плане и не издавал обманчивых звуков. Обычно стрелок промахивается не сильно и в данной ситуации, шарик, проходя мимо края движущейся мишени, вполне уверенно попадал в щит на заднем плане, издавал привычный для стрелков звук и те были уверены в том, что мишень свингер была ими поражена. По окончании упражнения, когда судья на упражнении просил стрелка подойти и убедиться в том, что мишень не была поражена дважды, как этого требуют правила вида спорта «практическая стрельба», многие обычно возмущались: «Не может быть! Я слышал звук попадания!». Стрелки начали использовать фразу «заколдованный свингер».

Уже после окончания матча, глядя на странную статистику промахов по данной мишени, — судьи и организаторы матча решили разгадать тайну «заколдованной мишени» и пришли к выводам, описанным выше. Повторюсь, что причиной данной ситуации послужило случайное стечение обстоятельств.